Для начала нужно получить данные, на основании которых мы будем разрабатывать персонажи. Ранее мы уже говорили о том, что придумывать персонажей на основе своих представлений о целевой аудитории бесполезная затея — большая часть предлоположений о поведении пользователей будет ошибочная (вы ведь не знаете бизнес клиента). Гораздо более действенный способ — спросить самих клиентов компании, сотрудников отдела продаж и клиентских отношений.
Используйте все возможные способы получения информации, например, вы можете проинтервьюировать не только клиентов и сотрудников компании, а ещё и людей, которые постоянно с ней сотрудничают (журналисты, подрядчики), конкурентов, независимых консультантов.
Ниже приводим список основных источников данных для составления персонажей:
- Интервью с клиентами компании.
- Интервью с представителями компании: руководители компании, отдел продаж, маркетологи, рецепционисты, отдел по работе с клиентами. Эти люди чаще всего взаимодействуют с реальными клиентами компании и могут поделиться информацией о них.
- Интервью с подрядчиками, журналистами, независимыми консультантами и конкурентами (вспомните, у вас наверняка есть такие знакомые).
- Данные рыночных исследований: фокус-группы, анкеты для клиентов.
- Конкурентный анализ — сайты конкурентов, на которых можно почитать отзывы о сайте и продукции, форумы, группы в социальных сетях.
- Литература — статьи по тематике.
Конечно, наиболее эффективным инструментом составления персонажей являются интервью с клиентами компании. Самый простой способ «напроситься» на такое интервью: попросить менеджера отдела продаж договориться о телефонном звонке нескольким лояльным клиентам компании. В большинстве случаев клиенты с удовольствием рассказывают о себе и своём опыте использования продукта/услуги. Вам же будет достаточно 15-20 минут для того, чтобы получиться ответы на самые необходимые вопросы.